четверг, 16 августа 2012 г.

Кризис трех лет


Кризис 3 лет
К трем годам у ребенка появляются и свои собственные желания, непосредственно не совпадающие с желаниями взрослых. В раннем возрасте между желаниями ребенка и взрослых не было особых расхождений. Если ребенок хотел что-то недозволенное, взрослые быстро переключали его внимание на другой привлекательный предмет. К трем годам желания ребенка становятся определенными и устойчивыми, что подтверждается настойчивыми словами «я хочу».
Резко возросшее к концу раннего возраста стремление к самостоятельности и независимости от взрослого, как в действиях, так и в желаниях ребенка, приводит к существенным осложнениям в отношениях ребенка и взрослого. Этот период в психологии получил название КРИЗИСА 3-Х ЛЕТ. Критическим этот возраст называется потому, что на протяжении всего нескольких месяцев существенно меняется поведение ребенка и его отношения с окружающими людьми.

Это важный момент в развитии малыша. Ребенок начинает осознавать себя как отдельного человека, со своими желаниями и особенностями. В этом возрасте у ребенка появляется новое слово “не хочу”, оно начинает довольно часто встречаться в словаре вашего бывшего ангелочка. Малыш нередко действует наоборот: вы его зовете, а он убегает; просите быть аккуратнее, а он специально разбрасывает вещи. Ребенок кричит, может топагь ногами, замахиваться на вас со злым, сердитым лицом. Таким образом малыш проявляет свою активность, самостоятельность, настойчивость в достижении желаемого. Но умения для этого еще пока не хватает. Ему начинает что-то не нравиться, и ребенок выражает свою неудовлетворенность.
Л.С. Выготский описал следующие симптомы кризиса:
  1. Негативизм - это не просто непослушание или нежелание выполнять указания взрослого, а стремление все делать наоборот, вопреки просьбам или требованиям старших. При негативизме ребенок не делает что-то только потому, что его об этом попросили. Причем такое стремление часто наносит ущерб собственным интересам ребенка (Например: мама просит ребенка, одень тапочки, но малыш отказывается, только потому, что ему это предложила мама. Как только мама перестает уговаривать, ребенок сразу начинает одевать тапочки или настаивает на том, чтобы их ему одели).
  2. Упрямство - его следует отличать от настойчивости. Например, если ребенок хочет какой-нибудь предмет и настойчиво его добивается, это не упрямство. Но когда ребенок настаивает на своем не потому, что ему этого сильно хочется, а потому, что он этого потребовал, это уже проявления упрямства. мотивом упрямства является то, что ребенок связан связан своим первоначальным решением и ни за что не хочет отступать от него.
  3. Строптивость - это симптом является центральным для кризиса 3-х лет, поэтому иногда данный возраст называют возрастом строптивости. От негативизма строптивость отличается тем, что она безлична. Протест ребенка направлен не против конкретного взрослого, а против образа жизни. Ребенок начинает отрицать все, что он спокойно делал раньше. Ребенок как бы бунтует против всего, с чем имел дело раньше (например: чистить зубы, идти гулять, убирать игрушки и т.д.).
  4. Своеволие - ребенок все хочет делать сам, отказывается от помощи взрослых  и добивается самостоятельности там, где еще мало что умеет.
  5. Бунт против окружающих - ребенок как будто находится в состоянии жесткого конфликта с окружающими людьми, постоянно ссорится с ними, ведет себя очень агрессивно.
  6. Обеспечение ребенком личности близких - ребенок может начать обзывать родителей бранными словами, которых раньше никогда не употреблял.
  7. Деспотичное подавление окружающих - вся семья должна удовлетворять любое желание ребенка, в противном случае взрослых ждут истерические приступы, со слезами, криками.
Совет родителям: старайтесь корректировать поведение ребенка терпеливо, тихо и не заметно. Во время приступов, старайтесь переключить внимание ребенка. Не следует постоянно ругать и наказывать малыша за все проявления самостоятельности. Не следует соглашаться с ребенком, когда, следует сказать «нет». И помните, что кризис - это обязательный и закономерный этап развития личности ребенка.

Комментариев нет:

Отправить комментарий