четверг, 23 августа 2012 г.

Кризис семи лет



Кризис семи лет
К концу дошкольного возраста ребенок резко меняется. Возраст 6-7 лет называется возрастом «вытягивания» (ребенок быстро вытягивается в длину) или возрастом смены зубов (к этому времени обычно появляются постоянные зубы). Однако главные перемены состоят не в изменении его внешнего вида, а в изменении поведения.
Ребенок начинает без всякой причины кривляться, манерничать, капризничать. В его поведении появляется что-то нарочитое, нелепое и искусственное, вертлявость, паясничанье и даже клоунада.
Указанные черты являются главными симптомами переходного периода от дошкольного к школьному возрасту. Этот период получил в психологии название кризис 7 лет. В это время происходят важные изменения в психической жизни ребенка. Суть этих изменений Л.С. Выготский определил как утрату детской непосредственности.

Как отмечал Выготский, главная причина детской непосредственности - недостаточная дифференцированность внешней и внутренней жизни. По внешнему поведению ребенка взрослые легко могут прочитать, что думает, чувствует и переживает дошкольник. Потеря непосредственности свидетельствует о том, что между переживанием и поступком «вклинивается» интеллектуальный момент - ребенок хочет что-то показать своим поведением, придумывает для себя новый образ, хочет изобразить то, чего нет на самом деле. Его переживания и действия интеллектуализуются, опосредуются представлениями и знаниями о том, «как надо».
В этот период возникают новые трудности в отношениях ребенка с близкими взрослыми. Эти трудности были специально исследованы в работе К.Н. Поливановой. По ее данным, на 7-м году жизни возникает новая реакция на указания взрослых: в привычных ситуациях ребенок никак не реагирует на  просьбы или замечания родителей, делает вид, что не слышит их. В этом же возрасте появляются непослушание, споры со взрослыми, возражения по всяким поводам.
В семье дети начинают демонстрировать взрослое поведение. Ребенок может изображать конкретного члена семьи (бабушку, дедушку, отца), или стремиться к выполнению «взрослых» обязанностей.
У детей появляется интерес к своему внешнему виду. Они долго выбирают во, что одеться, спорят по этому поводу с родителями, стараются выглядеть взрослее, часто отвергаю предложенный наряд, под предлогом «Я не маленький».
Как отмечает К.Н. Поливанова, все эти симптомы центрируются вокруг обычных бытовых правил, установленных родителями.
Прошлый, детский образ обесценивается, отрицается, отвергается. Ребенок пробует взять на себя новые обязанности и занять позицию взрослого. В привычной ситуации он пытается нарушить выполнявшиеся им ранее правила, чтобы утвердить себя в новой роли.
Потеряв непосредственность, ребенок обретает свободу от происходящей ситуации. Эту свободу ему дают произвольность и опосредовательность своей психической жизни. В 6-7 лет эта способность становится его внутренним достоянием и распространяется на разные сферы жизнедеятельности.
Прежде всего ребенок начинает понимать  и осознавать собственные переживания. Выготский подчеркивал существенную разницу между переживанием тех или иных чувств (радости, обиды, огорчения) и знаем, что я их переживаю («я радуюсь», «я огорчен», «я сердит»...) В семь лет возникает осмысленная ориентировка в собственных переживаниях: ребенок открывает сам факт их существования. К кризису семи лет впервые возникает обобщение переживаний или «логика чувств».
Требовательность к себе, самолюбие, самооценка, уровень запросов к своему успеху возникает именно в этом возрасте и является следствием осознания и обобщения своих переживаний. Эти образования начинают опосредовать действия и поступки ребенка.
В этом возрасте значительно расширяется жизненный мир ребенка. В его общении со взрослыми возникают новые темы, не связанные с сиюминутными семейными бытовыми событиями. Дети начинают интересоваться  политикой, происхождением планет, жизнью в других странах, морально-этическими вопросами и пр.
В сфере контактов со взрослыми складывается внеситуативное, «внеконтекстное общение», главной чертой которого является произвольность, подчиненность правилу. В таком общении ребенок должен понимать, как нужно вести себя с врачом, продавцом в магазине, и в соответствии с этим вступать в разные контакты с разными взрослыми.
Характер общения со сверстниками к концу дошкольного возраста также преобразуется. Появляется дружба, привязанность, забота о другом. Общение детей все больше опосредуется правилами, принятыми в детских сообществах. Начинают работать правила, регулирующие детские отношения: правила очередности, справедливости и др.

Советы родителям:
  1. Учите ребенка управлять своими эмоциями, на своем собственном примере.
  2. Проявляейте внимание к ребенку, показывайте ему свою любовь, поощряйте хорошее поведение, интересуйтесь его дружескими отношениями, давайте советы, спрашивайте у него (общайтесь с ним на равных).
  3. Проверте уровень знаний ребенка, как ребенок готов к школьному обучению, на сколько он психологически, интеллектуально и морально готов к школе.
  4. Подготовте ребенка к смене образа жизни и к новой для него роли, роли - школьника.

Комментариев нет:

Отправить комментарий